НИМФОГО приступил к мониторингу избирательной кампании 15 сентября текущего года с момента объявления о ее начале Центризбиркомом 9 сентября. Примечательно, что мониторинг стал частью работы экспертов НИМФОГО по независимому и системному изучению и анализу процессов развития избирательного права и практики в Узбекистане.
В спектре мониторинга находятся все этапы подготовки к выборам. Деятельность территориальных подразделений НИМФОГО в регионах позволила сформировать объективную картину избирательной кампании в масштабе всей страны.
В отчете отмечается, что в Узбекистане сформировано избирательное законодательство, полностью соответствующее общепризнанным международным стандартам. В нем закреплены надежные гарантии прав граждан избирать и быть избранными, право на свободное волеизъявление.
Все мероприятия по организации и проведению президентских выборов осуществляются в полном соответствии с правовыми нормами и Программой основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, утвержденной Центризбиркомом 9 сентября.
Размещение указанной программы на веб-сайте Центризбиркома, а также ее опубликование и распространение в виде брошюры создало широкие предпосылки для ведения общественного контроля за ходом подготовки и проведения выборов, всеми стадиями избирательного процесса.
Проведению подлинных, справедливых, честных и открытых выборов способствуют 14 окружных и 9383 участковых избирательных комиссий, которые сформированы на демократичной основе исходя из предложений и рекомендаций представительных органов власти на местах и органов самоуправления граждан, и в своей деятельности являются независимыми и самостоятельными, руководствуются исключительно законодательством и положениями и инструкциями ЦИК.
Для полного обеспечения избирательного права граждан избирательные участки и соответствующие комиссии также образованы в воинских частях, в местах временного содержания под стражей, при представительствах страны за рубежом.
Обращает на себя внимание персональный состав участковых избирательных комиссий, где существенно выросла представленность активистов ННО (10 %) — комитетов женщин (4 778), профсоюзов (2 321), общественного движения молодежи «Камолот» (3 395), представителей народностей, проживающих в Узбекистане – корейцев, украинцев, русских, туркменов, таджиков, казахов, киргизов и других (11%). Примечательна и возросшая активность женщин в избирательных процессах. Так, их представленность в окружных избирательных комиссиях составляет 36,8 процента, причем 12 из них — в руководстве избирательных комиссий. В составе участковых избиркомов 47 процентов — женщины. Они ведут эффективную разъяснительную работу среди женского населения.
Важно и то, что свыше 60 % всех членов участковых избирательных комиссий уже имели опыт работы по подготовке к выборам. Для повышения уровня знаний членов избирательных комиссий, доведения до них последних изменений и дополнений в выборном законодательстве в три этапа проведены семинары-тренинги во всех регионах республики.
Отмечается, что в целях обеспечения прозрачности и открытости избирательного процесса при ЦИК образован Республиканский пресс-центр по освещению выборов Президента Республики Узбекистан, пресс-центры при окружных избирательных комиссиях, которые оказывают всемерное содействие СМИ в освещении избирательной кампании. Более чем когда-либо, на нынешние выборы аккредитовано 1 222 представителя СМИ, среди них журналисты около 30 зарубежных медиа-компаний.
В отчете подчеркивается, что в ходе избирательной кампании для предвыборной борьбы кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и политических партий, выдвинувших их, обеспечены равные возможности при ведении предвыборной агитации. Специальным постановлением ЦИК четко регламентирован порядок предвыборной агитации, предоставлены равные площади в центральных печатных СМИ и равное эфирное время на государственных телерадиоканалах, которые используются в полной мере.
Согласно Закону «О выборах Президента Республики Узбекистан» на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий. В день выборов ожидается участие более 37 тысяч наблюдателей от четырех политических партий, 6 тысяч из которых являются активистами негосударственных некоммерческих организаций.
Позитивную оценку НИМФОГО как фактор, способствующий росту правосознания и избирательной активности граждан, получило принятие Программы мероприятий по дальнейшему повышению правовой культуры избирателей, проводимых в период подготовки к выборам Президента Республики Узбекистан. Примечательно, что в реализации программы на основе социального партнерства активно задействованы негосударственные некоммерческие организации.
Также обеспечению равного избирательного права для всех способствует создание условий для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями. Для незрячих изданы бюллетени с использованием азбуки Брайля, мероприятия освещаются с применением сурдоперевода, практически все избирательные участки оборудованы пандусами, кабинами, приспособленными для голосования лицами с ограниченными возможностями.
В отчете приводятся данные социологического исследования электоральных настроений в обществе, достаточно высокие показатели готовности граждан принять участие в выборах (95 %), высокий уровень гражданской мотивации, что сопоставимо с данными опросов Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» и аналитикой в национальных, так и зарубежных средствах массовой информации.
В целом, как отмечается в отчете, подготовка к выборам осуществляется системно и последовательно, в соответствии с законодательством и международными стандартами, в атмосфере укрепления экономической стабильности, мира, согласия в обществе и его сплоченности в преддверии самого важного политического события в стране.