Наглядное свидетельство уверенного продвижения Узбекистана по пути демократизации
14/04/2016 00:00
Наглядное свидетельство уверенного продвижения Узбекистана по пути демократизации
14/04/2016 00:00
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Абдукодир Тошкулов, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Сегодня парламенту страны отведена особая роль в осуществляемой системной работе по дальнейшей демократизации и модернизации страны. Разработанная Исламом Каримовым и принятая Олий Мажлисом в ноябре 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране является стратегической программой широкомасштабных реформ, осуществляемых в Узбекистане. Преобразования в сфере государственного строительства обеспечили дальнейшую оптимизацию полномочий основных субъектов государственной власти – Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлиса, правительства страны, развитие механизмов сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
В рамках данной работы значительно повышена роль парламента, представительных органов в системе государственной власти, расширение самостоятельности, полномочий и в то же время ответственности правительства, органов исполнительной власти за безусловное выполнение и дальнейшее усиление действенности принятых законов.
Мы в УзЛиДеП считаем, что само время требует от палат Олий Мажлиса строить свою работу на качественно новой основе. Как партия, обладающая наибольшей фракцией в Законодательной палате, мы обязаны быть в авангарде осуществления парламентского контроля за деятельностью органов государственного управления, безусловным исполнением принимаемых законов, важнейших государственных программ социально-экономического, общественно-политического развития.
Исходя из данной принципиальной позиции партии, наша фракция должна приложить все имеющиеся силы, чтобы парламентские слушания, систематические отчеты членов правительства, руководителей органов государственного и хозяйственного управления о состоянии дел по исполнению требований законодательства, обстоятельные ответы на запросы депутатов стали повседневной парламентской практикой.
Важнейшим и логическим шагом в этом направлении стало вступление в силу на днях Закона «О парламентском контроле», инициированного и разработанного при активном участии членов фракции УзЛиДеП. Ценность данного правового акта состоит в том, что он закрепил современные формы и методы осуществления контрольных функций палат Олий Мажлиса, в том числе, формирование и исполнение важнейшего экономического документа страны – Государственного бюджета.
В целом, УзЛиДеП, в числе других политических партий страны, с принятием данного Закона получил мощный механизм, способствующий интенсификации формирования правового государства в нашей стране, при котором достигается и поддерживается демократический порядок, развиваются демократические институты и ценности, на деле обеспечиваются права и свободы человека, и главное – его правовая и социальная защита.
Клара Джумамуратова, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Апрель месяц текущего года ознаменовался вступлением в силу Закона Республики Узбекистан «О парламентском контроле», который без сомнения можно отнести к числу заметных событий. Значимость данного закона подчеркивается тем, что его разработка и принятие закономерное претворение в жизнь принципа верховенства закона и соблюдения законности, подчеркнем, одного из важнейших принципов «узбекской модели» развития, построения нового общества. Более того, мы в УзЛиДеП подписание Президентом Исламом Каримовым данного законодательного акта считаем ярким свидетельством неуклонного и поэтапного строительства в Узбекистане никому и ни в чем не уступающего демократического государства и гражданского общества.
Вдвойне гордость испытываешь от осознания того факта, что в инициировании и разработке данного законопроекта активное участие принимала фракция УзЛиДеП. Такое пристальное внимание было продиктовано тем, что, по мнению нашей партии, главная цель реформ это не только демократическое правовое государство, но и справедливое общество, где именно закон является источником и критерием справедливости. Поэтому УзЛиДеП, наш депутатский корпус, был заинтересован в принятии Закона «О парламентском контроле», чтобы иметь реальный механизм по обеспечению законности и верховенства закона.
На сегодня данный правовой акт позволяет на законодательном уровне регулировать отношения в области организации и осуществления парламентского контроля, совершенствования взаимодействия законодательной и исполнительной власти в части осуществления парламентского контроля, а также внедрения механизмов, позволяющих усилить ответственность органов государственной власти и управления перед парламентом. Принятие единого системообразующего базового закона «О парламентском контроле» позволил также унифицировать законодательные нормы о парламентском контроле, закрепив переход на качественно новый уровень осуществление парламентского контроля.
По мнению УзЛиДеП, принятие данного Закона позволило в достаточной мере раскрыть механизмы реализации парламентского контроля, прописав осуществление парламентского контроля на практике, законодательно закрепить конкретные механизмы по осуществлению парламентского контроля, в частности по заслушиванию и обсуждению отчетов Премьер-министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны, рассмотрению ежегодных докладов Кабинета Министров по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.
Важной особенностью нового Закона является то, что он создал правовые основы таких форм парламентского контроля, как осуществление мониторинга за принятием подзаконных актов и парламентского расследования. Принятие данного закона также на законодательном уровне установило пределы осуществления парламентского контроля, что является важным моментом в обеспечении принципа разделения властей, сдержек и противовесов.
Таким образом, принятие по инициативе фракций политических партий закон «О парламентском контроле» стал не только мощным импульсом активизации работы Олий Мажлиса и депутатского корпуса, но и очередным этапом по пути реализации признанной во всем мире «узбекской модели» развития, проведения масштабных работ по усилению роли, полномочий и контролирующих функций парламента страны как важнейшей составляющей системы сдержек и противовесов.
Владислав Цветков,член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Изменения, внесенные в Конституцию Республики Узбекистан в 2011 и 2014 годах, в ряд других актов законодательства, принятых в сфере государственного строительства, привели к значительному повышению роли Олий Мажлиса, представительных органов на местах в системе государственной власти, повысив ответственность исполнительной власти за безусловное выполнение и дальнейшее усиление действенности принятых законов.
Так, Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)» на конституционном уровне был закреплен институт парламентского контроля, установлена подотчетность Кабинета Министров перед Олий Мажлисом и Президентом Республики Узбекистан. По опыту деятельности фракции УзЛиДеП можно с уверенностью говорить, что конституционное закрепление полномочий палат парламента по осуществлению парламентского контроля имело огромное значение в развитии конституционных основ системы сдержек и противовесов. Все вышесказанное логично предопределило принятие в Узбекистане закона «О парламентском контроле», правовую основу осуществления которого составили около 20 законодательных актов.
Выделим, что новые правовым актом предусмотрены такие важные формы осуществления парламентского контроля как: заслушивание и обсуждение отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны; рассмотрение ежегодных докладов Кабинета Министров по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны; рассмотрение отчета Счетной палаты; заслушивание комитетами, комиссиями палат Олий Мажлиса сообщений руководителей органов государственной власти и управления о выполнении ими законов, постановлений палат Олий Мажлиса и решений комитетов, комиссий; парламентский запрос и т.д.
В данном контексте отдельно выделим контроль за исполнением Государственного бюджета. Мы в УзЛиДеП считаем, что данная форма парламентского контроля накладывает особую ответственность на нашу фракцию. Партия уверена, что всестороннее изучение и активное участие в формировании, утверждении и контроле за исполнением Государственного бюджета является сильным инструментом реализации программных идей и положений Предвыборной программы. Следует отметить, что парламентский контроль за исполнением главного финансового документа страны и ранее находился в центре внимания депутатского корпуса УзЛиДеП.
С принятием нового Закона, уверены в УзЛиДеП, сложилась четкая система, в которую входит предварительное обсуждение итогов исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов Республики Узбекистан на заседаниях комитетов, фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана. Четкости работы придает и то, что теперь законодательно определены субъекты и объекты парламентского контроля, формы парламентского контроля и правовые последствия осуществления парламентского контроля.
Дониёр Абдукадиров, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Ключевым направлением демократических реформ в Узбекистане является последовательная реализация конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли, полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти. Рост роли и места Олий Мажлиса можно проследить на примере эволюции механизмов осуществления парламентского контроля за исполнением принимаемых законов, государственных программ, что позволило повысить эффективность контрольно-аналитической деятельности парламента, обеспечить действенность принимаемых им законов.
Как известно, Президент страны неоднократно акцентировал внимание на том, что в контексте конституционных реформ на качественно новой основе должна строиться работа по осуществлению парламентского контроля. В этой связи привлекает внимание, что принятый на днях Закон «О парламентском контроле» закрепил единый механизм осуществления парламентского контроля за исполнением положений Конституции и законов Республики Узбекистан. Несомненно это повысит эффективность деятельности и ответственности органов государственной власти и управления.
Считаем, что четкое закрепление форм парламентского контроля и детальное определение порядка его осуществления обеспечит единообразное исполнение закона, выведя эффективность контрольно-аналитической деятельности парламента на новый качественный уровень.
Среди новых форм парламентского контроля можно выделить уже апробированные на практике парламента мониторинг принятия подзаконных актов во исполнение принимаемых законов, парламентское расследование, предметом которого могут служить факты и события, посягающие на наиболее важные интересы общества и государства, способные оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны и т.д.
Существенной особенностью указанного Закона является то, что он вобрал в себя весь цикл парламентского контроля, который, в частности, включает в себя его результаты, исполнение решений, принятых по ним, обязанности субъектов и представителей объектов парламентского контроля.
В завершение отметим, что, по мнению УзЛиДеП, закон «О парламентском контроле» наглядный пример того, что в Узбекистане не только действуют инструменты парламентского контроля, но и разрабатываются, внедряются новые, еще более действенные его формы. Это наглядное свидетельство уверенного продвижения Узбекистана по пути демократизации. Подчеркнем, что фракция УзЛиДеП предпримет все шаги, чтобы все нормы нового Закона прочно вошли в парламентскую практику, шире использовались такие его формы как парламентский запрос.
Подпишись на наш Telegram-канал!
20/04/2024Подробнее
$ 1 | 12667.00 | +0.022% |
1 | 13481.49 | -2.022% |
₽ 1 | 135.77 | -0.506% |