Предприятия расширят участие в повышении качества подготовки специалистов

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Президент Узбекистана Шавкат МИрзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием».

В целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”.

Данным постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы по качественному и кардинальному совершенствованию уровня высшего образования, модернизации и укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями.

В выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при содействии Комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании ("DGP Research & Consulting"), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе-июне 2017 года, указывается на ряд недостатков в обеспечении целостности теоретических знаний и практических навыков в процессе высшего образования, неэффективность организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях, в результате чего часть выпускников после устройства на работу дополнительно осваивает свою профессию, специальность, на слабые механизмы контроля качества образования, нехватку квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях, недостаточно развитое сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями.

Постановление принято в целях коренного пересмотра содержания подготовки конкурентоспособных кадров, повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития и производственными отношениями предприятий, трудоустройства специалистов в соответствии с их специализацией и профессией.

В соответствии с постановлением для широкого привлечения отраслей и сфер экономики в процесс подготовки кадров в системе высшего образования, обеспечения их эффективного сотрудничества с образовательными учреждениями Премьер-министр Республики Узбекистан, заместители Премьер-министра – руководители комплексов, ответственные руководители прикреплены к отраслевым высшим образовательным учреждениям.

В постановлении определены задачи руководителей комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителей соответствующих министерств и ведомств. В частности, совместно с заказчиками кадров и высшими образовательными учреждениями, исходя из потребности отрасли, необходимо разработать и утвердить обновленные квалификационные требования направлений (специальностей) образования, учебные планы и программы высшего образования, внедрить стажировки на производстве, с учетом глубокого изучения передового опыта развитых зарубежных стран организовать на основе обновленных требований разработку и внедрение учебной литературы, учебно-методических комплексов, направление перспективных молодых педагогов и докторантов в ведущие зарубежные образовательные учреждения, выделение для них специальных стипендий.

Постановление предусматривает определение потребностей в высококвалифицированных специалистах в разрезе годов совместно с министерствами и ведомствами, входящими в состав комплексов, с учетом программ текущего и перспективного развития соответствующих отраслей (сфер) и регионов, на основе точно сбалансированных расчетов.

Начиная с нового учебного года образовательный процесс включает поэтапное обучение профильных предметов на английском языке как минимум в 2-х академических группах всех курсов, целевую подготовку профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, организацию соответствующей подготовки за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий.

В соответствии с постановлением за счет средств спонсоров и грантов международных организаций, а также Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом определен механизм организации стажировок перспективных научно-педагогических кадров, в первую очередь по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах.

Начиная с текущего учебного года намечено принятие конкретных мер по системной организации квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), организации отдельных практических занятий непосредственно на производстве, а также трудоустройству выпускников.

В качестве приоритетных задач отмечены реформы, направленные на углубление интеграции производства, науки и образования, повышение научного потенциала высших учебных заведений, подготовку молодых ученых и исследователей.

Как отмечается в постановлении, проведение руководителем комплекса, руководителями соответствующих министерств и ведомств встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленных за ними высших образовательных учреждений по вопросам определения перспективных задач совершенствования содержания образования не менее одного раза в месяц является одним из важнейших факторов совершенствования образовательного процесса.

В социальной сфере предусматривается создание широких возможностей для молодых ученых, соискателей и докторантов, материальное стимулирование рационализаторов и изобретателей.

В постановлении обращено отдельное внимание на совершенствование национальной системы ежегодного определения рейтинга высших образовательных учреждений, где основными показателями являются востребованность выпускников высших образовательных учреждений на рынке труда и эффективность внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава.

С учетом этих показателей предусмотрено предоставление высшим образовательным учреждениям академической автономности в вопросах разработки и утверждения отдельных нормативно-правовых документов учебного процесса.

Кабинету Министров Республики Узбекистан поручено в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее создание материальных условий для осуществления докторантами научно-исследовательских работ, их материального стимулирования в размере до 50 процентов ежемесячной стипендии за счет производственных предприятий и организаций, трудоустройства выпускников докторантуры в высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, внедрения механизмов выделения льготного ипотечного кредита сроком на 25 лет для поощрения их трудовой деятельности со 2-го курса базовой докторантуры.

Обращено особое внимание на совершенствование системы подготовки специалистов в магистратуре, использование современных подходов, форм и методов обучения.

Отмечено, что начиная с 2018/2019 учебного года будет организована целевая подготовка кадров по управлению образовательными учреждениями в системе магистратуры педагогических высших образовательных учреждений. Наряду с тестовыми испытаниями при приеме в педагогические высшие образовательные учреждения установлено проведение творческих бесед с абитуриентами по определению их профессиональной пригодности. Поставлены задачи по организации целевого приема на педагогические направления образования за счет увеличения доли квоты приема на основе государственных грантов.

Принято решение об упразднении академических лицеев, учебно-методическая и материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям, расположенных вдали от высших образовательных учреждений, с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, оставлении по одному академическому лицею в составе высших образовательных учреждений, имеющих высокий научно-педагогический потенциал.

Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений, Центральному банку, Федерации профсоюзов Узбекистана совместно в трехмесячный срок поручено подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению социального статуса педагогических кадров образовательных учреждений, служащих примером и образцом для подражания молодежи, поднятию престижа педагогической деятельности в обществе, а также выделению льготных ипотечных и потребительских кредитов для приобретения жилья, автомобиля отечественного производства и хозяйственно-бытовых принадлежностей педагогическим кадрам, призерам различных конкурсов, чьи ученики и студенты показали высокие результаты в республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и соревнованиях.

Учитывая, что вопросы воспитания подрастающего поколения являются актуальной задачей современности, уделено особое внимание укреплению идеологического иммунитета студенческой молодежи, обеспечению гармонизации образовательного и воспитательного процесса. В целях создания комфортных условий для студенческой молодежи Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования поручено разработать и внедрить в практику удобную и упрощенную форму регистрации студентов, проживающих на арендованной жилплощади, у родственников и знакомых.

Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Комитету женщин, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Научно-практическому центру национальной идеи и идеологии, Республиканскому центру пропаганды духовности поручено в месячный срок в целях формирования социально здоровой среды, внедрения действенных механизмов воспитания молодежи, обеспечения психологической поддержки духовного развития личности, формирования психологических знаний и умений специалистов сферы, создания научно-практических основ внести предложения в Кабинет Министров по организации Учебно-научного центра психологии в структуре Ташкентского государственного педагогического университета.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.