Эксперты Узбекистана изучают европейский опыт государственной службы

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В Узбекистане ведется целенаправленная работа по совершенствованию системы государственной службы в целях обеспечения государственным аппаратом реализации основных задач по социально-экономическому развитию страны.

Так, Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан предполагает разработку Концепции административных реформ на 2017-2021 и внесение проекта закона «О государственной службе» в Олий Мажлис Республики Узбекистан в текущем году. Концепция административной реформы в Республике Узбекистан предусматривает совершенствование структуры и повышение эффективности деятельности органов государственного управления, децентрализацию государственного управления и обеспечение его подотчетности и прозрачности. Реформа в сфере государственной службы непосредственно связана с административными реформами.

При поддержке МИД Латвии и совместного проекта Кабинета Министров Республики Узбекистан и ПРООН «Поддержка системы местного управления: Фаза-2» с 7 по 12 мая 2017 года организована ознакомительная поездка делегации нашей страны в Латвию с целью изучения и взаимного обмена опытом в сфере реформы государственного управления и службы, в особенности в области разработки соответствующих законопроектов и их исполнения. В состав делегации включены представители Кабинета Министров, министерств экономики, финансов, юстиции, труда и иностранных дел, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, Программы развития ООН в Узбекистане.

В Латвии успешно проведён ряд ключевых реформ в сфере государственного управления и службы. Например, разработаны и приняты Стратегия реформы государственного управления, одноименные законы, и в этой связи для представителей Узбекистана будет интересен опыт их разработки и имплементации, а также извлеченные уроки. Создана нормативно-правовая база государственный службы - принят Закон “О государственной службе”, проведены разграничения между государственными служащими и работниками бюджетных организаций, политическими и административными назначенцами, создан специальный государственный орган управления государственной службой - Государственная канцелярия.

9 мая эксперты Узбекистана провели ряд встреч в Государственной канцелярии Латвии, в ходе которых обсуждались стратегические документы по реформе государственного управления, закон “О государственной службе”, система управления человеческими ресурсами в государственном управлении, разграничение профессиональных гражданских служащих и политических назначенцев, система классификации и оценки деятельности в гражданской службе, вопросы найма и повышения в должности государственных служащих, программа менеджеров высокого уровня в государственной службе и централизованные конкурсы на эти должности, а также оплата труда государственной службы.

Директор государственной канцелярии Латвии г-н Янис Чицковскис, приветствуя гостей, выразил надежду, что взаимный обмен опытом позволит найти оптимальные решения в совершенствовании системы государственной службы.

В ходе встречи начальник управления экономического законодательства Министерства юстиции Республики Узбекистан Ильхом Халпаев отметил, что опыт Латвии в области реформирования государственной службы и управления является интересным, узбекская делегация хотела бы получить полезные для применения на практике в нашей стране нормы и институциональные механизмы.

Например, одним из интересных наблюдений членов делегации стало наличие специального государственного уполномоченного органа по делам государственной службы.

Международная практика демонстрирует несколько возможных вариантов создания подобных учреждений.

Первый вариант, когда уполномоченное ведомство создается в структуре центрального органа управления – Администрации Президента или Аппарате Правительства. По данному пути пошли США – Офис управления персоналом входит в структуру Исполнительного аппарата Президента США. В Грузии Бюро государственной службы входит в структуру Секретариата Премьер-министра Грузии.

Второй вариант – возложение функций регулирования государственной службы на определенное ведомство. Например, в Германии в структуре Министерства внутренних дел за координацию вопросов государственной службы отвечает отдельное управление.

Наконец третий, наиболее распространенный вариант – создание отдельного ведомства – министерства или Агентства по делам государственной службы. В частности, во Франции, Корее, КНР отдельные ведомства в системе правительства отвечают за регулирование и координацию государственной службы. В Узбекистане централизация организационно-правового механизма в сфере государственной службы позволит обеспечить гарантии отбора и продвижения по службе на основе заслуг и достоинств, правовую защиту государственных служащих от произвольных решений руководства, создание единого кадрового резерва административных государственных служащих, а также определение долгосрочных ориентиров и среднесрочных программ развития государственной службы.

Кроме того, узбекская делегация также провела встречи в Латвийской школе государственного управления и Рижской городской думе, в ходе которых обсуждались вопросы государственного управления в Латвии, ее структуры и функционирования, системы обучения госслужащих, а также кадров для местных органов государственного управления.

Визит делегации Узбекистана в Латвию продолжается.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.