Эффективность судебной системы –приоритет реформ

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Дониёр Абдукадиров, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

- В Узбекистане последовательно продолжается демократизация судебно-правовой системы, либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Реформирование сферы и обеспечение верховенства закона является одним из приоритетных направлений Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан.

Оно включает в себя конкретные меры по обеспечению подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствованию административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышению эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полной реализации принципа состязательности в судебном процессе, совершенствованию системы оказания юридической помощи и правовых услуг.

В целях реализации данных задач издан Указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», который ознаменовал собой начало нового этапа последовательной работы по укреплению независимости и беспристрастности судебной ветви власти.

Одним из важнейших шагов стало объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства — Верховный суд Республики Узбекистан. Как показывает практика, параллельное функционирование двух высших органов судебной власти не обеспечивало единообразного применения требований законодательства и приводило к принятию разных решений по схожим вопросам. Объединение приведет к устранению дублирования функций управления судебной системой и формированию единой судебной практики, при которой гарантии защиты прав граждан становятся еще более прочными.

Суд — это ветвь власти, призванная обеспечить справедливое правосудие, верховенство закона. Соответственно судьи должны обладать высокими человеческими и профессиональными качествами. Вопрос подбора судейских кадров, пожалуй, самый актуальный сегодня.

Поэтому указом вводится усовершенствованный механизм подбора и утверждения кадров при формировании судейского корпуса путем образования Высшего судейского совета Республики Узбекистан с упразднением прежде не имевшей четкого правового статуса Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.

Так, Высший судейский совет, большинство членов которого будет формироваться из числа судей и в состав которого будут включены представители правоохранительных органов, институтов гражданского общества и квалифицированных специалистов в области права, видится весьма эффективным и подлинно демократическим правовым институтом отбора и назначения судей. Теперь данный совет будет назначать по согласованию с Президентом страны на должность и освобождать от должности судей, за исключением судей Конституционного суда, Верховного суда, председателей и заместителей Военного суда, судов Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента, а также районных (городских) и межрайонных судов.

Предоставляемая указом возможность сохранения за одиннадцатью членами Высшего судейского совета, утверждаемыми из числа судей, статуса судьи на период пребывания в должности члена Совета, является весомой гарантией стимулирования их деятельности, содействующей обеспечению их беспристрастности и независимости при осуществлении возложенных на совет задач.

Оптимизация судебной системы, совершенствование подходов к отбору судей с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия нацелено прежде всего на защиту прав и законных интересов человека.

Закир Умаров, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате ОлийМажлиса Республики Узбекистан:

- Одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти.

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере, предусмотрено расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшее совершенствование системы отбора кандидатов и назначения на должности судей.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» является ярким свидетельством перехода государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень.

Образование Высшего судейского совета Республики Узбекистан является важным шагом, направленным на содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан.

Данный совет будет играть ключевую роль в обеспечении эффективного формирования судейского корпуса, предотвращении нарушений неприкосновенности судей, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, налаживанию диалога с населением и системы обращения граждан.

Немаловажным также являются функции Совета по подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления.

Вместе с этим, важным шагом для осуществления эффективных реформ явилось создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, путем объединения Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан. Создание единого высшего органа судебной власти будет способствовать устранению дублирования функций управления судебной системы и формированию единой судебной практики.

Здесь необходимо особо отметить важность создания специальных административных судов, которые будут рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.

До настоящего времени споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а именно рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц осуществлялось судами по гражданским делам и хозяйственными судами в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса и Хозяйственного процессуального кодекса. При этом не было обеспечено формирование единой судебной практики в данном сфере. Таким образом, рассмотрение данных дел создаваемыми административными судами повысит качество и эффективность отправления правосудия при рассмотрении данного вида споров.

Таким образом, учитывая специфику рассмотрения споров, вытекающих из публично-правовых отношений, планируется разработка и принятие новых законов «Об административном судопроизводстве» и «Об административных процедурах».

При разработке закона «Об административном судопроизводстве» важно учитывать инквизиционный принцип рассмотрения споров, вытекающих из публично-правовых отношений, соблюдение которого в значительной степени повысит эффективность работы административных судов в установлении истины и обеспечения прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства.

Принятие закона «Об административных процедурах» соответственно будет способствовать унификации нормативно-правовых актов, регулирующих систему административных процедур, и соответственно повысит ответственность должностных лиц государственных органов в правоотношениях с гражданами и субъектами предпринимательства.

Указом предусмотрено преобразование хозяйственных судов в экономические суда с созданием межрайонных, районных (городских) экономических судов, что с учетом их дислокации в значительной степени повысит уровень доступности судебной защиты граждан, проживающих в отдаленных регионах, а также предпринимателей.

В связи с совершенствованием судебной системы планируется внесение изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.

В целом принятый Указ является важным шагом для судебно-правовых реформ, позволяющий совершенствовать и оптимизировать судебную систему Республики Узбекистан с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.