Залог стабильности и процветания Узбекистана

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 2 сентября узбекский народ понес невосполнимую утрату в связи с кончиной великого политика, государственного деятеля, основателя и лидера современного независимого Узбекистана – Президента Ислама Абдуганиевича Каримова.

Исходя из политических реалий, стал актуальным вопрос сохранения мира и спокойствия, поддержания межнационального и межконфессионального согласия в обществе, обеспечения безопасности и стабильности, процветания и повышения благосостояния узбекского народа, реализации общественно-политических и социально-экономических реформ начатых за годы независимости. В этот тяжелый для страны момент, Олий Мажлис как высший государственный представительный орган, выражающий волю народа, руководствуясь Конституцией страны, инициировал проведение 8 сентября совместного заседания обеих палат Парламента, на котором был рассмотрен вопрос о временном возложении исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан.

Как известно, на основании статьи 96 Основного закона временное исполнение обязанностей и полномочий Главы государства возлагается на председателя Сената с проведением в течение трех месяцев выборов главы государства в соответствии с национальным законодательством. Однако в ходе заседания председатель Сената Олий Мажлиса Н.Йулдошев отказался принять на себя такую большую ответственность, ссылаясь на недостаточный опыт управления страной. В этой связи он на эту должность предложил Премьер-министра Ш.Мирзиёева, который имеет большой авторитет среди населения, мирового сообщества, может обеспечить стабильность, суверенитет, безопасность, территориальную целостность государства. Предложение Н.Йулдошева было рассмотрено и одобрено на заседании Кенгаша Сената, руководители фракций политических партий, депутаты, сенаторы поддержали его инициативу.

В завершение было принято совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса о временном возложении исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан на Премьер-министра Шавката Мирзиёева.

Вместе с тем, несмотря на то, что данная просьба главы верхней палаты Парламента Узбекистана и совместное постановление обеих палат Олий Мажлиса в полной мере соответствуют нормам Конституции и законам Республики Узбекистан, в некоторых зарубежных СМИ и Интернет-ресурсах стали публиковаться провокационные статьи с неправильным толкованием о якобы незаконности временного возложения исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан на Премьер-министра.

В связи с обращением Председателя Сената с просьбой не возлагать на него исполнение обязанностей Президента страны, обязанности и полномочия Главы государства возможно возложить на Премьер-министра по следующим конституционно-правовым основаниям:

Первое. Рассмотрение данного вопроса на совместном заседании палат Парламента считается вполне обоснованным и законным, поскольку на основании статьи 81 Конституции по согласованию палат Олий Мажлиса, их совместные заседания палат могут проводиться по любым важнейшим вопросам общественно-политической жизни страны.

Второе. В соответствии со статьей 82 Основного закона и статьями 11 Конституционных законов «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», по итогам обсуждения вопросов в ходе совместного заседания, принимается совместное постановление. Статьей 6 Закона «О нормативно-правовых актах» отмечено, что постановления, принятые обеими палатами Парламента имеют законную силу.

Третье. В условиях, когда председатель верхней палаты отказался от возложения на него исполнения обязанностей и полномочий Президента, Парламент не имел право обязать его исполнять данные полномочия. Принятие такого решения противоречило бы Конституции и нормам законодательства, согласно которым каждому гарантируется свободное волеизъявление и свободный выбор деятельности. Основным законом и другими нормативно-правовыми документами не предусмотрен запрет на отказ председателем Сената от исполнения обязанностей Главы государства.

Четвертое. Конституция и законодательные акты не предусматривают нормы о возложении исполнения обязанностей Президента в случае отказа председателя Сената их выполнять.

Пятое. Статья 7 Закона «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» предоставляет право любому депутату и члену Сената, в том числе главе верхней палаты предлагать вопросы для рассмотрения на заседании палаты Парламента, выступать с обоснованием своих предложений. В соответствии с законами о регламентах палат Олий Мажлиса, предложение председателя Сената о временном возложении на Премьер-министра Республики Узбекистан исполнение обязанностей и полномочий Президента открыто, прозрачно и обсуждено на совместном заседании, полностью поддержано всеми фракциями политических партий, депутатами и сенаторами.

В связи с этим, Парламент Узбекистана как высший государственный представительный орган, выражающий волю и мнение всего узбекского народа, был обязан в кратчайший срок принять решение по данному актуальному вопросу.

Таким образом, предложение председателя Сената Н. Йулдошева и принятое совместное постановление обеих палат Парламента соответствуют Конституции и нормам законодательства, а также отвечает национальным интересам Узбекистана по обеспечению стабильности и безопасности в Центральной Азии и в мире в целом.

Камил Султанов,
специалист по международным отношениям

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.