Анализ исполнения Госбюджета через призму нового Закона

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Законодательная палата Олий Мажлиса играет особую роль в проводимой широкомасштабной работе по дальнейшей демократизации и модернизации Узбекистана. Это требует от фракции УзЛиДеП строить свою работу на качественно новой основе, существенно повысив эффективность парламентского контроля за деятельностью органов государственного управления, безусловным исполнением принимаемых законов, важнейших государственных программ социально-экономического, общественно-политического развития.

Фракция УзЛиДеП в своей повседневной деятельности стремится активно использовать закрепленные современные формы и методы осуществления контрольных функций палат Олий Мажлиса, в том числе, парламентский контроль за формированием и исполнением важнейшего экономического документа страны – Государственного бюджета.

Подчеркнем, что Законодательная палата рассматривает представленный Кабинетом Министров годовой отчет об исполнении Государственного бюджета на основе его предварительного обсуждения во фракциях, которые вправе истребовать дополнительную информацию от соответствующих органов. Правовые основы столь важного механизма контроля закреплены в статье 7 Закона «О парламентском контроле», где фракциям предоставлена еще одна возможность инициировать изучение соответствующими комитетами Законодательной палаты на местах вопросов целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств.

Именно в таком ключе 24 мая 2016 года прошло очередное заседание фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, основным вопросом которого стало всесторонне и критическое обсуждение Отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 2015 и первый квартал текущего года.

На заседании отмечено, что в результате целенаправленной и системной реализации важнейших приоритетов экономической программы на 2015 год, определенных Президентом Республики Узбекистан И.Каримовым, обеспечено сохранение высоких устойчивых темпов роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации, позитивная динамика которой была сохранена и в первом квартале этого года, создав прочную основу для дальнейшего развития отраслей и сфер экономики.

В частности, в 2015 году валовой внутренний продукт страны возрос на 8%, объем производства промышленной продукции увеличился на те же 8%, продукции сельского хозяйства – на 6,8% и т.д. В первом квартале т.г. дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности сопровождалось низким уровнем инфляции в пределах прогнозных параметров и с исполнением Государственного бюджета с профицитом в размере 0,1% к ВВП.

В ходе обсуждения на заседании фракции УзЛиДеП особое внимание его участниками было уделено ходу исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в части касающихся интересов электората партии и претворение в жизнь положений Предвыборной программы. Так на мероприятии были проанализирована реализация мер по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Благодаря принимаемым мерам доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время (в 1,8 раза). В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения. Продолжение реализации мер по стимулированию развития малого бизнеса, дальнейшему улучшению условий для организации и ведения предпринимательской деятельности способствовало созданию в первом квартале текущего года 8,4 тысячи новых субъектов малого бизнеса, или на 5,5 процента больше, чем в аналогичном периоде 2015 года. С начала 2016 года субъектам малого бизнеса выданы банковские кредиты на сумму 3,6 триллиона сумов (рост в 1,3 раза к первому кварталу 2015 года).

Как отмечалось на заседании, анализ исполнения Государственного бюджета выявляет, что особое внимание уделяется реформированию сельского хозяйства страны, что полностью соответствует интересам электората УзЛиДеП. Это касается осуществления поэтапных структурных преобразований в сельском хозяйстве, изменения структуры посевных площадей за счет оптимизации посевов под хлопчатник и увеличения отвода площадей под зерновые колосовые культуры, овощеводство, садоводство и виноградарство.

Фракцией подчеркнуто исключительное значение поддержки процессов углубления промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, развитию инфраструктуры хранения выращенной продукции. Общая мощность хранения плодоовощной продукции в стране доведена до 832 тыс. тонн. Это позволяет в течение года бесперебойно и без резких сезонных скачков цен обеспечивать население страны основными видами сельскохозяйственной продукции, расширять ее экспортные поставки, сохранять устойчивость цен.

В целом отмечено, что исполнение Государственного бюджета в 2015 и в I квартале текущего года осуществлялось в соответствии с утвержденными параметрами. В завершении заседания подчеркнуто, что парламентский контроль накладывает особую ответственность на фракцию УзЛиДеП. Всестороннее изучение и активное участие в формировании, утверждении и контроле за исполнением Государственного бюджета является сильным инструментом реализации программных идей и положений Предвыборной программы.

По итогам заседания были приняты соответствующие решения фракции УзЛиДеП.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.