Бизнес-коучинг: насколько он эффективен?

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- С падением «железного занавеса» наше информационное пространство заполонило огромное количество иностранных терминов. Среди них для многих ничего не говорящее, но многообещающее слово «коучинг».

Плюс ко всему, мы то и дело встречаем людей, обещающих помочь в достижении столь всеми желанного материального и финансового благополучия и называющих себя «коучами». Так что такое «коучинг»? На чем он основан и в чем его сила? Действительно ли он может помочь в достижении поставленных целей, или это все очередная фикция, маркетинг и попытка заработать денег на неосведомленности и доверии? В ожидании приезда известного на Западе бизнес-консультанта и коуча, стоит в этом хорошо разобраться, чтобы оценить, насколько полезным может оказаться посещение его семинара.

Коучинг (от английского слова «coach» - тренер) представляет собой новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Изначально это слово обозначало разные виды тренировки и наставничества в спорте, судопроизводстве и т.д. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей, который в начале 1970-х годов написал серию книг под названием «Внутренняя игра». Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно, и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным. Т. Гэлвей определил коучинг как “метод раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.

В бизнес-терминологию понятие “coaching” было введено Джоном Уитмором, английским спортсменом, а впоследствии бизнесменом и консультантом. Он считается создателем корпоративного коучинга как системы совершенствования управления, менеджмента и эффективности исполнения.

Как профессия «коучинг» была официально зарегистрирована в США в 2002 году на Всемирной Конференции Международной Федерации Коучинга. Согласно исследованию, проведенному независимой компанией PricewaterhouseCoopers, на данный момент в мире работает 47,5 тысяч коучей.

Сегодня под понятием «профессиональный коучинг» подразумевается процесс оказания услуг, помогающих клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. В основу философии коучинга положено признание того, что каждый человек способен БЫТЬ, ДЕЛАТЬ и ИМЕТЬ всё, что бы он ни пожелал. Философия коучинга базируется на пяти принципах Милтона Эриксона:

1. Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.

2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения и прошлым опытом.

3. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё, что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.

4. Человек знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем кто-либо.

5. Мир находится в непрерывном движении, и человек меняется независимо от того, хочет он этого или нет. И его задача руководить этими изменениями, быть капитаном своего корабля жизни.

Условно коучинг разделяют на 2 направления: лайф-коучинг и бизнес-коучинг. Лайф-коучинг - это чаще всего индивидуальная работа с клиентом, направленная на достижение жизненного баланса во всех жизненных сферах. Цель бизнес-коучинга заключается в улучшении качества коммуникации и повышении результативности конкретного человека, команды и организации в целом. Здесь выделяют: индивидуальный (персональный) и командный коучинг. Индивидуальный, как правило, адресован первым лицам компаний (executive coaching). Задача командного коучинга – это улучшение работы и повышение коллективной эффективности.

Было выявлено, что при внедрении технологий бизнес-коучинга компании быстрее и проще достигают поставленных целей, повышают лояльность персонала и общий уровень удовлетворенности клиентов. Скорость и эффективность принятия управленческих решений повышается. Использование коучинга как стиля руководства напрямую влияет на инициативу сотрудников, и как следствие – на результаты работы компании и её прибыль, которая повышается в среднем на 30-60% в течение 6 месяцев.

Джон Кинг, один из крупнейших мировых авторитетов в вопросах лидерства, со-основатель и генеральный директор международной корпорации и института «Культурная архитектура», испытал силу коучинга на себе. Он не раз говорил о том, что достиг успеха во многом благодаря своим наставникам, которые поверили в него и вдохновили на личностную трансформацию.

Кинг одним из первых заявил, что невозможно привести компанию к процветанию и благополучию, не изменив ее культуру, не поняв людей, которые в ней работают, их состояние, мотивы и взаимоотношения. Свои взгляды и убеждения по этому вопросу Кинг отразил в своей книге The Coaching Revolution («Революция в коучинге»), которую он написал в соавторстве с Девидом Логаном. В течение многих лет Джону Кингу приходилось экспериментировать и доказывать клиентам действенность своих методов и подходов. Постепенно список клиентов Джона становился все более впечатляющим. Он сотрудничал с компаниями из списка Fortune, лидерами организаций и государственными деятелями, а также крупнейшими компаниями США: Intel, Southern California Edison , Amgen , American Express, Zappos.

«В своей работе я стремлюсь открыть или создать своеобразный вид коллективного замысла, в котором заинтересованы все участники и который поможет им работать. Основной фокус направлен на то, чтобы научить людей работать вместе наиболее эффективно, быть партнерами. Основной целью своей деятельности я и мои коллеги видим в том, чтобы научить людей работать с удовольствием, быть вдохновленными тем, над чем они работают, быть заинтересованными в продукте, который они поставляют обществу» - поделился Джон Кинг в одном из интервью.

Испытать на себе эффективность коучинга, а также разработать собственную стратегию и план действий вы можете, посетив семинар Джона Кинга, который пройдет 15 марта текущего года в отеле Wyndham Tashkent. Главным коммуникационным партнером семинара выступает мобильный оператор Ucell, который не только остается верным своей стратегии поддержки образовательных инициатив, но и является хорошим примером успешного внедрения современных методик повышения квалификации собственных сотрудников.

Своим видением о коучинге поделился Алишер Хамидов, Директор департамента по продвижению бизнес-решений Ucell: «Коучинг является очень актуальным инструментом для развития человеческого потенциала компаний. Мы успешно используем внутренних специалистов для бизнес-коучинга в своих подразделениях. Они охотно делятся своим международным опытом для развития сотрудников. В Ucell мы не раз прибегали, также, к услугам профессиональных коучей, чтоб раскрыть потенциал нашего персонала, оптимизировать работу для эффективного достижения поставленных целей. За плечами профессионального коуча большой багаж знаний, бизнес-кейсов, жизненного опыта, которыми он готов смело делиться с аудиторией. Джон Кинг – хороший тому пример. Однажды я уже посетил его семинар и с удовольствием сделаю это снова. Двумя словами сложно описать ту энергетику, эмоциональный подъем и вдохновение, которые получаешь в процессе общения с профессионалом своего дела. Думаю, что новая тема «Командное превосходство» именно во времена перемен и нестабильности мирового рынка будет очень актуальной и чрезвычайно полезной для всех участников семинара».

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.