Региональная экономическая интеграция – ключевой фактор успеха деятельности в целях развития в Центральной Азии и на Кавказе

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В то время, когда страны Центральной Азии и Кавказа празднуют 25-ю годовщину своей независимости, структурные реформы приобретают важнейшее значение. Основой для решения многих задач и использования возможностей, предоставляемых переменами в глобальном мире, является более тесная региональная экономическая интеграция с другими районами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Многого уже удалось добиться после получения независимости. В целом, созданы хорошие рыночные институты и обеспечен значительный социально-экономический прогресс, однако в 2016 году им угрожает спад в сфере экономики, обусловленный резким снижением цен на нефть, газ и сырьевые товары, а также продолжающимся процессом обесценивания валют.

Предстоит еще завершить глубокие и сложные реформы, необходимые для формирования такой экономики, которая способна выстоять в этих потрясениях. Согласно данным последнего анализа Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), в результате указанных негативных факторов в экономике стран Северной и Центральной Азии, без учета Российской Федерации, темпы роста ВВП сократились в прошлом году до 3 процентов, по сравнению с 5,1 процента в 2014 году. Предполагается, что в 2016 году этот показатель улучшится лишь незначительно и составит 3,4 процента.

Ряд стран, такие как Казахстан и Узбекистан, разработали долгосрочные планы диверсификации экономики, однако за последнее десятилетие степень зависимости от сырьевых товаров повысилась в результате большого спроса и высоких цен. Например, значительно увеличилась разница между ценами на сырьевые товары и средней стоимостью их производства, которая на протяжении последних 25 лет сохраняется на уровне, превышающем 30 процентов ВВП субрегиона.

Поэтому рост, обеспечивающий создание рабочих мест, и более широкие масштабы процветания в Центральной Азии и на Кавказе требуют возобновления приверженности делу экономической диверсификации, а также ускорения регионального экономического сотрудничества и интеграции, особенно в таких приоритетных областях, как трансграничная инфраструктура в сфере транспорта, энергетики и ИКТ, и проведения дополнительных политических реформ в поддержку ориентированной на рынок торговли и основывающихся на инвестициях диверсификации и интеграции.

Сегодня у субрегиона имеется ценная возможность вновь встать на путь своего развития и эффективно реализовать Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Эти возможности обусловлены рядом новых факторов.

Дальнейшей стабилизации будут содействовать расширение политического сотрудничества в целях рассмотрения вопросов мира и безопасности, включая борьбу с угрозами экстремизма и терроризма, а также более тесное сотрудничество в целях искоренения крайней нищеты.

Перебалансировка и восстановление роста и торговли в комплексе с мерами по диверсификации экономики и структурными преобразованиями, особенно необходимы. Уровень внутрирегиональной торговли стран Северной и Центральной Азии является самым низким в Азиатско-Тихоокеанском регионе – всего лишь 6,6 процента. Поэтому более активная региональная экономическая интеграция имеет основополагающее значение для более тесной связи их экономики с мировыми рынками и глобальными производственно-сбытовыми цепочками.

Ряд ключевых новых субрегиональных соглашений и интеграционных договоров как в сфере транспорта, так и энергетики укрепляют надежду на углубление региональной соединяемости и упрощение процедур торговли, которые в своей совокупности имеют важное значение для возобновления роста торговли в краткосрочной перспективе.

Повышение капитализации многосторонних банков развития, а также недавнее создание Фонда «Великого шелкового пути» Китая и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций предоставляют новые средства и каналы финансирования инфраструктуры, необходимой для более тесной интеграции и устойчивого развития.

Такие последние региональные инициативы, как «Экономический пояс Шелкового пути» Китая, ««Евразийская инициатива» Республики Кореи, а также обсуждения, посвященные транспортной соединяемости стран Южной и Центральной Азии, придают новый импульс процессу субрегиональной интеграции как в восточном, так и в южном направлениях. Все они направлены на улучшение соединяемости Центральной Азии и Кавказа с Азиатско-Тихоокеанским регионом в целом и за его пределами.

Для содействия странам в использовании этой новой возможности ЭСКАТО проведет беспрецедентный диалог Лидеров стран Северной и Центральной Азии, который будет организован 17 мая в Бангкоке в качестве центрального элемента ежегодной сессии Комиссии.

Предоставляя площадку всем Лидерам субрегиона в целях определения нового видения и направления регионального экономического сотрудничества и интеграции, мы планируем ускорить последовательный процесс структурной реформы и экономической диверсификации в целях обеспечения более устойчивого, инклюзивного и поступательного развивития субрегиона.

Автор д-р Шамшад Ахтар
Автор – заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Исполнительный секретарь ЭСКАТО. Она являлась шерпой Организации Объединенных Наций на саммитах «Группы 20» и до этого занимала должности управляющего Центрального банка Пакистана и вице-президента Всемирного банка для региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). В начале февраля она проведет встречи с главами государств и правительств, а также с ключевыми министрами стран Центральной Азии и Кавказа, чтобы получить их советы по параметрам и основным темам для обсуждения ЭСКАТО в мае.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.