Анализ функций органов госуправления: опыт зарубежных стран и необходимость в Узбекистане

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Кто сможет точно ответить на вопрос о том, что входит в компетенцию хокимията города или области? Порой найти ответ на данный вопрос сложно, так как для этого надо просмотреть нормативные документы, на основании которых работают эти органы. Или у вас должен быть доступ к результатам их деятельности. Наверное, есть основания говорить о недостаточно четкой регламентации процедур оказания услуг. Отсутствие четко урегулированных административных процедур, зачастую приводит к тому, что многие вопросы решаются по усмотрению соответствующих должностных лиц, либо согласно внутренним инструкциям, не доступным для широкой общественности.

Что такое функциональный анализ и почему он важен для деятельности хокимията и системы государственного управления в целом?

Функциональный анализ используется как инструмент оценки и/или самооценки эффективности деятельности органов государственного управления. Основная цель функционального анализа органов государственного управления - выявление соответствия заявленных в положениях министерств и административных ведомств функций и реально выполняемых ими функций, выявление дублирования в деятельности отдельных подразделений внутри ведомств или же между ведомствами, а также подготовка рекомендаций по изменению структуры и организации деятельности для повышения их эффективности.

Функциональный анализ определяет эффективность деятельности органов государственной власти и управления по следующим параметрам функций:

  • Наличие избыточных и несвойственных функций в компетенции государственного органа;
  • Дублирование, параллельность и отсутствие четкого разграничения функций;
  • Эффективность исполнения государственных функций;
  • Наличие дискреционных полномочий (право должностного лица принимать решение по своему усмотрению) в составе должностных обязанностей;
  • Прозрачность системы принятия управленческих решений;
  • Критерии и механизмы оперативного внутреннего контроля административной деятельности;
  • Сложность административных процедур;
  • Доступность государственных услуг для населения и бизнеса;
  • Барьеры для ведения бизнеса, связанные с деятельностью органов государственной власти и другие.

Как следствие, определение роли государственного органа, его задач и классификация функций позволяет точно определить функции, несвойственные для государств с рыночной экономикой, решить вопрос целесообразности передачи их частному сектору или гражданскому обществу. За государством должны остаться только те функции, которые должны и могут осуществляться качественно государственными органами.

Система государственного управления, пожалуй, самая важная сфера общественной жизни страны, в которой требуется регулярная модернизация для обеспечения эффективного и прозрачного управления государством и решения проблем, влияющих на качество предоставляемых государством услуг.

Проведенные в Узбекистане исследования показывают, что в системе местного управления Узбекистана до сих пор сохранились некоторые проблемы, которые требуют своего решения. В частности:

  • имеет место несовершенство в распределении функций государственного управления между высшими органами государственного управления и хокимиятами. Одновременно с неполнотой перечня функций можно говорить об их чрезмерно большом количестве и не равной в разрезе регионов нагрузке на работников хокимиятов.
  • централизация принятия решений приводит к тому, что центральные органы государственного управления зачастую перегружены решением текущих оперативных задач, а на решение стратегических вопросов у них остается меньше времени;
  • на уровне местных органов власти имеют место недостаточные прозрачность и подотчетность местных органов государственного управления перед местными Кенгашами народных депутатов и населением, слабое участие граждан, организаций гражданского общества и частного сектора в процессе принятия решений местными властями; очевиден также и факт недостаточной самостояельности местных органов власти, которые заняты исполнением поручений вышестоящих органов.

Развитие рыночных отношений и институтов гражданского общества приводит к тому, что возможности широкого использования административных методов, централизованного государственного воздействия на экономику и социальную жизнь общества уменьшаются. Возникает объективная необходимость в сокращении функций и полномочий государственного аппарата, а также в делегировании (передаче) полномочий центральных органов государственной власти вниз: местным органам государственной власти, органам самоуправления граждан, частному сектору и другим институтам гражданского общества.

Для решения вышеуказанных проблем необходима административная реформа, аналитической основой которой должен стать функциональный анализ.

В этой сфере интересным будет рассмотрение международного опыта на примере таких стран как, например, Канада, Латвия, Болгария:

Канада

В 1994 году новое правительство презентовало программу административной реформы, как «возможность начать все заново». Был организован процесс оценки всех государственных программ, осуществляемых центральными ведомствами.

Что сделано: Проводившиеся перед запуском функционального анализа переговоры центральных органов власти с представителями местных властей и других общественных институтов показали естественные возможности передачи части финансовых обязательств центральных государственных ведомств другим участникам политического процесса.

Результат: профицит государственного бюджета Канады увеличился с 3,9 млрд. долл. в 1995/96 финансовом году до 7,2 млрд. долл. в 1996/97 финансовом году.

Латвия

В 1999-2000 годах правительство провело функциональный анализ на базе министерств сельского хозяйства, экономики и юстиции.

Что сделано/результат:

Обследование выявило 161 самостоятельную функцию, из которых 9 было рекомендовано приватизировать, 40 модернизировать и 12 передать в другие сектора. Эффект состоял в том, чтобы сократить количество финансируемых министерством штатных единиц с 8280 до 3196 позиций за счет приватизации или передачи 4891 позиций негосударственному сектору.

Болгария

Первый функциональный анализ проведен в 1997 году после прихода к власти нового правительства. В ходе функционального анализа были исследованы 26 административных органов на центральном и региональном уровнях. За организацию анализа отвечал Министр по вопросам государственного управления.

Результатом функционального анализа стал принятие Стратегии по созданию современной административной системы Болгарии. В начале 2000 года создан Реестр административных органов Болгарии. Реестр преследует две цели – мониторинг деятельности административной системы и обеспечение свободного доступа населения к информации о работе правительственный органов. Была разработана система проведения пстоянного функционального анализа и включена в Закон об Администрации Болгарии.

Учитывая передовой зарубежный опыт проведения функционального анализа и их положительные результаты по повышению эффективности деятельности органов государственного управления, в настоящее время по инициативе Кабинета Министров Республики Узбекистан при содействие проекта ПРООН проводится функциональный анализ в хокимияте Ташкентской области. Акцент при этом будет сделан на следующих моментах:

- роль областного хокимията в системе государственного управления, взаимодействие и функциональная взаимосвязь с Кабинетом Министров и центральными министерствами и ведомствами;

- детальный анализ задач, полномочий и функций областного хокимията, методов реализации функций на предмет их целесообразности(избыточности, наличия отрицательного воздействия на интересы населения, бизнеса), дублирования, повышения эффективности, делегирования, соответствия функций ресурсным возможностям;

- взаимодействие и функциональная взаимосвязь областного хокимията с районными хокимиятами.

Ожидается, что результаты данной работы будут использованы в разработке закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» в новой редакции и принятии новых правительственных решений по повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.