Гендерное бюджетирование

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Что такое гендерные бюджеты?

Бюджет является важнейшим инструментом политики, осуществляемой правительством. То, каким образом государственные бюджеты привлекают и распределяют финансовые средства и ресурсы, доходы и расходы, влияет на благосостояние и развитие как отдельных мужчин и женщин, так и нации в целом. Бюджеты отражают приоритеты и обязательства правительств, в том числе их приверженностьдостижению гендерного равенства.

Гендерные бюджеты – это подход к планированию, программированию и составлению бюджетов с тем, чтобы они в конечном счете могли содействовать продвижению гендерного равенства и реализации прав женщин.

Гендерные бюджеты могут также иметь целью гендерно-дифференцированный анализ государственных сборов, а также распределения расходов, как из собственных бюджетных поступлений, так и технической помощи и инвестиций.

Инициативы по гендерному бюджетированию помогают создать благоприятную среду и политические рамки для продвижения принципов гендерного равенства, демократического управления и устойчивого экономического роста, так же как укрепить потенциал и усилить механизмы мониторинга и оценки.

Гендерное бюджетирование несёт в себе и аудиторскую функцию: гендерный аудит является частью процесса гендерного бюджетирования. Он проводится после того, как бюджет был утвержден и освоен, для изучения окончательного воздействия и результатов, достигнутых в ходе использования финансовых средств, и по сравнению с тем, что было запланировано, с точки зрения гендерной перспективы. Использование термина «гендерный аудит» применяется для обозначения особо тщательного рассмотрения и проверки государственного бюджета. Как правило, ответственность за аудит бюджета несет ведомство, отдельное от министерства финансов.

Как следует из вышеизложенного, гендерный бюджет призван обеспечить сбалансированный учет интересов и потребностей представителей (членов) различных социальных групп и слоев общества. В первую очередь, при составлении такого бюджета учитываются интересы и потребности женщин и мужчин, девочек и мальчиков, и в конечном итоге, - всего общества.

Гендерное бюджетирование к настоящему времени апробировано и/или стало частью практики в более чем 70 странах мира. Впервые оно было пилотировано в 1990-е годы в Австралии и Южной Африке на уровне ряда министерств. Им было предложено представить отчеты о доходах и расходах, в том числе общих расходах и их конечного воздействия на статус и благополучие женщин и мужчин; специальных программах, направленных на женщин и мужчин; вклада расходов в достижение гендерного равенства, а также обзор налогообложения.

Какова ситуация в Узбекистане?

В Узбекистане с первых дней независимости оказывается поддержка национальным программам и мероприятиям по улучшению положения женщин. В 1995 г. был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О повышении роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан», который заложил основы национального механизма по улучшению положения женщин – Комитета женщин, и положил начало реализации государственных программ по социально-экономическому и политическому развитию женщин. В Кабинете Министров введена должность Заместителя Премьер-министра, курирующего вопросы обеспечения прав и интересов женщин, аналогичные должности введены на всех уровнях региональных органов власти.

В 1998 г. Кабинетом Министров Республики Узбекистан впервые был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин Узбекистана, подготовленный на основе Пекинской Платформы и Плана действий. С 1997 г. в стране ежегодно принимаются государственные программы, направленные на развитие и повышение роли и интересов женщин и детей. В 1999 г. Узбекистан представил в ООН первоначальный национальный доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В Узбекистане женщины имеют сопоставимый с мужчинами доступ к среднему, среднему специальному и высшему образованию, здравоохранению, социальной защите. Созданы новые возможности для развития женского предпринимательства.

В стране – высокая доля занятости женщин. С 2005 года разрабатывается, утверждается Парламентом страны и выполняется Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости. Она предусматривает создание в каждом регионе рабочих мест, обеспечивающих потребности женщин в трудовой занятости, за счет развития малого бизнеса и сферы услуг, надомного труда. Сформировано и усилено взаимодействие Центрального банка Узбекистана, АКБ «Микрокредитбанка» и других коммерческих банков Республики с женским предпринимательством.

Однако наряду с имеющимися достижениями, в Узбекистане еще существуют проблемы в достижении равенства между женщинами и мужчинами.

Основные области, вызывающие озабоченность включают:

  • устойчивость устаревших патриархальных стереотипов о «женском предназначении», существование в общественном сознании понятия о решенности "женского вопроса", и как следствие, низкая осведомлённость в вопросах гендерного равенства в обществе;
  • недостаточная информированность парламентариев, правоохранительных структур, служащих государственных структур, в том числе менеджеров-финансистов, социальных работников, молодежи и населения о правах женщин, о связи вопросов равенства женщин и мужчин с устойчивым, стабильным социально-экономическим развитием;
  • недостаточное наличие статистических данных, особенно в части касающихся доступа женщин к ресурсам, их участия в неформальном секторе рынка труда, торговле людьми, об использовании времени женщинами и мужчинами, и других данных для ведения гендерного анализа и мониторинга гендерной ситуации на уровне страны и регионов;
  • нехватка современных научно-теоретических и практических исследований в области положения и прав женщин, в том числе на базе изучения мирового опыта;
  • Невозможность в настоящий момент собирать полные статистические данные об ассигнованиях из национального бюджета, вкладываемых в содействие гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин.
Содействие Проекта «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» в аспекте гендерного бюджетирования.

Совместным проектом ПРООН и Министерства финансов РУЗ «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» ведется активная работа по интегрированию гендерного аспекта в бюджетный процесс. К настоящему времени проведен ряд исследований, включая гендерный анализ процессов бюджетирования на примере города Джизак и Уртачирчикского района Ташкентской области; разработаны индикаторы и сделаны практические рекомендации по внедрению гендерного бюджетирования в экономику региона; подготовлено Пособие по гендерному бюджетированию для госслужащих, основанное на примерах международной практики и рекомендациях международных организаций.

Помимо этого, 9-10 октября 2014 года проектом был проведен обучающий семинар по вопросам гендерного бюджетирования. В работе семинара приняли участие свыше 20 экспертов, включая руководителей департаментов и специалистов Министерства финансов, Казначейства, Министерства экономики, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты, Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства по делам культуры и спорта Комитета женщин Узбекистана, Государственного комитета по охране природы, Государственного комитета по статистике, Центра гидрометеорологической службы при Кабинете Министров, словом тех, кто по роду своей деятельности связан с бюджетным планированием.

Участники семинара были ознакомлены не только с общими понятиями гендерного бюджетирования и преимуществами его внедрения как инструмента эффективного управления, но и основами гендерного анализа, гендерной статистики и понятиями, имеющими отношение к неоплачиваемому труду и экономике «заботы».

Проект «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» будет продолжать вести работу в этой области.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.