Бюджет, ориентированный на результат

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Бюджетная реформа в Республике Узбекистанпредусматривает масштабные преобразования в управлении государственными финансами: переход на казначейское исполнение бюджета, внедрение подушевых нормативов в финансировании здравоохранения,среднего общего и высшего образования, реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности, развитие межбюджетных отношений.

В этом контексте должны меняться и подходы к формированию и исполнению бюджета.Основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы государственного бюджета должны быть увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности органов власти. В этом и заключается суть нового подхода планирования и исполнения бюджета - бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

В мировой практике данная методология применяется уже много лет, сложились различные модели БОР. В частности, одной из моделей является программный метод планирования и исполнения Государственного бюджета. Новизна и преимущества этого метода заключаются в том, что планирование и распределение бюджетных средств осуществляется не по видам затрат, а по программам, каждая из которых содержит цели, задачи и поддающиеся оценке количественные и качественные индикаторы. Исполнение бюджета оценивается не с точки зрения его освоения, а с точки зрения достижения поставленных целей и полученных результатов, то есть учитывается не только куда и на что потрачены бюджетные средства, но и какой конечный результат при этом получен. Соответственно акцент переносится с контроля над «целевым» (в соответствии с утвержденным планом) использованием бюджетных средств на ожидаемые и фактические результаты предоставления бюджетных услуг.Таким образом, программный метод устанавливает взаимосвязь между поставленными целями, осуществляемыми для их финансирования расходами и достигнутыми результатами.

Сам по себе новый метод не дает быстрого прямого эффекта в виде экономии бюджетных ресурсов, но создает условия для повышения эффективности использования государственных средств, позволяет улучшить управление расходами и обеспечить их предсказуемость.

Для общества ценность программного метода и других моделей БОРсостоит в том, что он позволяет лучше понять, на какие цели и приоритеты направляются бюджетные средства, насколько они отвечают потребностям различных групп населения, как они используются и в какой степени правительству удается достичь поставленных целей.

В развитых странах внедрение и применение БОР началосьещё в середине прошлого века, а в последние десятилетия различные модели или отдельные элементы БОР внедряются и в целом ряде развивающихся стран, параллельно или опережая другие направления бюджетной реформы.

В Узбекистане содействие в адаптации новой методологии планирования и исполнения бюджета оказывается совместным проектом ПРООН и Министерства финансов Республики Узбекистан "Реформа бюджетной системы в Узбекистане". После разработки пилотных проектов по апробации элементов программного метода бюджетирования на базе отдельных министерств, элементы программного бюджетирования введены Бюджетным кодексом в практику планирования Государственного бюджета и в Узбекистане. Так,ключевым документом при планировании бюджета является бюджетный запрос, который теперь включает в себя не только финансовые документы (бюджетная заявка), но и нефинансовые – Программа развития, аналитический отчет и реестр расходных обязательств. Нефинансовые документы используются для подготовки и обоснования бюджетной заявки и как информация для принятия решений и планирования расходов финансовыми органами.

В целях ознакомления с новой методологией при поддержке проекта организуются обучающие семинары и круглые столы для специалистов центрального и регионального уровня. В частности, новой методологии планирования и исполнения государственных расходов был посвящен семинар «Стратегическое планирование и бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в Узбекистане», который проводился с привлечением международного эксперта. Семинар позволил ознакомить специалистов Министерства финансов, отраслевых министерств и специалистов областных финансовых управлений с международным опытом практического применения БОР (включая программный метод), в частности опытом стран Азии и стран Организации экономического сотрудничества и развития. Всего в семинаре приняли участие около 40 представителей различных министерств и ведомств.

Для вовлечения более широкого круга специалистов такой же семинар был организован для специалистов региональных финансовых управлений (включая управления Казначейства) и тренеров Учебного центра при Министерстве финансов.

Ознакомление с новой методологией и расширение ее применения на практике особенно актуально в контексте выработки приоритетов государственной политики, когда обсуждается разработка страновой долгосрочной стратегии «Видение 2030», разрабатываются Стратегии развития регионов, принимаются и реализуются государственные целевые программы.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.