В Каракалпакстане обсудили поправки в Конституцию

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Принятый парламентом на днях закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», находится в центре внимания не только ученых-правоведов и экспертов, но и представителей среднего класса собственников.

Предприниматели и деловые люди, собравшиеся в г.Нукус для изучения положений данного закона, обратили особое внимание тем его положениям, которые направлены на формирование цельной системы обеспечения общественного контроля над деятельностью государственных органов, сообщает пресс-служба УзЛиДеП.

Как отметил представитель член фракции УзЛиДеП Нуриддин Муратов, статья 32 Конституции страны, закрепившая право граждан участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополняется следующими положениями: «а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов». Т.е. впервые в мировой практике конституционного права, в конституции закрепляется институт общественного контроля.

Он особо подчеркнул, что уже в 1992 году в Конституции страны была закреплена ответственность государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами (статья 2 Основного закона). В статье 19 установлено, что гражданин страны и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Закрепление в Основном законе этих и ряда других норм позволило создать систему законодательства, обеспечивающего динамичное становление и развитие многообразных институтов гражданского общества, негосударственных некоммерческих организаций, способных осуществлять, в том числе, действенный общественный контроль над деятельностью государственных органов.

Вышеуказанные конституционные положения получили дальнейшее развитие в законах об общественных объединениях, негосударственных некоммерческих организациях, органах самоуправления граждан и в ряде других законодательных актов. Права граждан, общественных объединений на участие в общественном контроле закреплены в более чем 250 законодательных, нормативно-правовых актах. В частности, в соответствии со статьей 7 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» гражданские институты наделены правами выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения, участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления в порядке, предусмотренном законодательством. В то же время в законодательстве этот порядок не определен, отсутствуют правовые и процессуальные механизмы реализации вышеуказанных прав.

В этой связи скорейшее принятие Закона «Об общественном контроле», направленного на претворение в жизнь новых положений Конституции, способствовало бы активному участию граждан и гражданских институтов в осуществлении надзора за неукоснительным исполнением законов в сфере государственного, общественного и гуманитарного строительства.

Эксперт УзЛиДеП Мухтабар Хусанова отметила, что в современной социологической науке под общественным контролем обычно понимается система организационно-правовых мер, осуществляемых гражданами, институтами гражданского общества по наблюдению за деятельностью органов государственной власти и управления в целях обеспечения соблюдения ими закона, ответственного и компетентного исполнения своих обязанностей. Общественный контроль может осуществляться как прямым (непосредственным) путем, так и через парламент и представительные органы власти. Контроль над деятельностью госорганов, осуществляемый гражданами, ННО, органами самоуправления, СМИ и другими гражданскими институтами, является важнейшим фактором обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, либерализации государственного и общественного устройства, формирования благоприятной бизнес среды.

При прямом (непосредственном) способе общественного контроля изъявление воли граждан осуществляется напрямую через такие формы, как доступ к информации, обращения и запросы граждан и их объединений в государственные органы, общественные обсуждения проектов законов, важнейших программ социально-экономического развития и решений госорганов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, и другие. Эти виды контроля широко используются в Узбекистане.

В частности, только в 2013 году гражданскими институтами страны, в том числе политическими партиями, ННО, органами самоуправления организовано тысячи и тысячи мероприятий по обсуждению важнейших программ социально-экономического развития, рассматриваемых в парламенте законопроектов и т.д. В законодательстве практически всех стран ЕС предусмотрено участие граждан в обсуждении важных вопросов государственной и общественной жизни, проектов законов. При этом возможно как коллективное, так и индивидуальное участие граждан в данном процессе. Так, в статье 11 Конституции Австрии предусмотрено участие граждан «в обсуждении предлагаемых в соответствии с федеральным законом проектов, в административном производстве, следующем за процедурой участия граждан в обсуждении проектов» - отметила она.

В целом, по мнению участников мероприятия, конституционное закрепление правовых основ общественного контроля послужит превращению его в один из важнейших институтов государственного и общественного строительства, усилению правовых механизмов обеспечения народовластия в обществе. Данные нововведения будут способствовать обеспечению верховенства закона и законности в обществе, более полной защите интересов самых разных слоев населения, активному вовлечению граждан, гражданских институтов в управление делами общества и государства. Одним словом, это является важнейшим шагом на пути последовательной реализации принципа «От сильного государства к сильному гражданскому обществу».

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.