Законодательная палата приняла закон о поправках к Конституции

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)». Об этом сообщила информационная служба нижней палаты парламента.

Напомним, что данный закон был внесен на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы.

Документ направлен на дальнейшую демократизацию системы государственной власти, совершенствование конституционных механизмов реализации важнейших принципов государственного управления – обеспечение независимости и равенства законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, сбалансированности их полномочий, эффективного функционирования системы сдержек и противовесов между ними.

Депутаты особо отметили, что данная инициатива главы государства поднимает на качественно новый уровень процессы дальнейшего углубления демократических, политических, экономических и социальных реформ, последовательного изменения и демократического обновления государственного и конституционного устройства, осуществляемых в Узбекистане на основе полностью оправдавшей себя избранной «узбекской модели» реформ.

Закон имеет огромное значение для дальнейшей реализации основополагающего принципа развития нашей страны – «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», формирования политического устройства, обеспечивающего надежную защиту прав и свобод человека и других общепризнанных ценностей и норм демократии, заложенных в Конституции страны.

В ходе постатейного обсуждения законопроекта депутаты от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана подчеркнули важность закрепления в статье 98 Конституции норм, предусматривающих передачу части полномочий Президента Премьер-министру, уточнение и расширение полномочий и прав Кабинета Министров в целом.

В частности, на Кабинет Министров возлагается ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы. Кабинет Министров координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, обеспечивает контроль за их деятельностью в установленном законом порядке. Депутаты подчеркнули, что эти положения, направленные на обеспечение самостоятельности и ответственности Кабинета Министров, продиктованы самой логикой политического и конституционного развития Узбекистана.

Члены фракции Народно-демократической партии Узбекистана акцентировали внимание на новых положениях статьи 78 Конституции, расширяющих роль и полномочия палат парламента по контролю за деятельностью Кабинета Министров.

По мнению депутатов, включение в Конституцию нормы о том, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в парламенте представляет программу действий правительства на ближайшую и долгосрочную перспективу, позволит политическим партиям четко определить свою позицию в отношении курса и программы правительства или отдельных ее направлений. Данная поправка к Конституции имеет исключительно важное значение для дальнейшего укрепления парламентаризма, многопартийной системы и межпартийной конкуренции, межфракционной борьбы – этой важнейшей составляющей демократического общества. Этому также будет способствовать предусмотренная в законопроекте обязанность правительства представлять парламенту ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.

Члены фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» подчеркнули особую актуальность дополнений, вносимых в статью 103 Конституции, в соответствии с которыми на хокима области, района и города возлагается обязанность представлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Тем самым, кардинально усиливаются роль и значение представительных депутатских органов, их реальные возможности в жизни нашего общества, а также значительно повышается роль политических партий, их депутатских групп в местных Кенгашах в определении конкретных приоритетов общественно-политического и экономического развития регионов.

Депутаты от Социал-демократической партии «Адолат» подчеркнули особую важность поправок к статье 117 Конституции, направленных на дальнейшее совершенствование конституционных основ избирательной системы страны. В соответствии с этими поправками устанавливается, что для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан Олий Мажлисом Республики Узбекистан образуется Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан. Закрепляются основные принципы ее деятельности – независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Как отмечалось депутатами, во многих развитых демократических странах выборы организовываются органами исполнительной власти – министерствами внутренних дел, юстиции и т.д. Придание же Центральной избирательной комиссии статуса независимого конституционного органа, формируемого парламентом, является важным шагом в деле дальнейшей демократизации избирательной системы, обеспечивающей полную реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также усиления гарантий права на свободу слова, свободное волеизъявление.

Представители депутатской группы от Экологического движения Узбекистана особо отметили, что закрепление института общественного контроля за деятельностью государственных органов, предусмотренное поправками к статье 32 Конституции, значительно усиливает роль и значение гражданских институтов в решении важнейших задач в социально-экономической и гуманитарной сферах. Эта норма будет иметь важное значение в деле обеспечения устойчивого развития государства и общества, охраны окружающей среды, формирования гармонично развитого и здорового молодого поколения.

По мнению депутатов от Экодвижения, внесение в Конституцию страны новых правовых норм, предусмотренных законопроектом, требует от палат парламента дальнейшего совершенствования форм и методов работы с институтами гражданского общества. В этой связи подчеркивалась важность более эффективного использования таких форм работы, как общественная экспертиза и открытое обсуждение рассматриваемых законопроектов, заслушивание руководителей исполнительных органов власти о положении дел в социально-экономической сфере на местах и т.д.

Депутаты отметили также целый ряд других конституционных новшеств, которые имеют огромное значение для дальнейшего укрепления национальной государственности и совершенствования политического устройства, формирования гражданского общества в стране.

По их мнению, вносимые в Конституцию поправки, в свою очередь, требуют от депутатов принятия востребованных жизнью законов, необходимых для успешного и эффективного проведения демократических реформ и преобразований, кардинального улучшения работы с избирателями в округах. Успешное претворение в жизнь поправок к Конституции требует повышения общественно-политической активности граждан, их политической и правовой культуры, высокого уровня зрелости политических партий, их готовности принять на себя огромную ответственность за судьбу и будущее страны.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.