Долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Республики Узбекистан подтверждены на уровне «BB-/B»; прогноз — «Стабильный»
16/06/2019 01:23
Долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Республики Узбекистан подтверждены на уровне «BB-/B»; прогноз — «Стабильный»
16/06/2019 01:23
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- S&P Global подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Республики Узбекистан на уровне «BB-/B». Ппрогноз — «Стабильный»
Агентство отмечает, что Республика Узбекистан приступила к быстрой реализации процесса экономической модернизации и интеграции с мировой экономикой, опираясь на значительные внешнеэкономические и бюджетные активы.
«Мы ожидаем, что объемы внешнеэкономических и бюджетных активов сократятся к 2022 г., однако останутся относительно высокими в международном контексте. Мы прогнозируем, что в течение этого периода руководство Узбекистана продолжит проводить институциональные и экономические реформы, что в конечном счете укрепит систему управления и приведет к росту производительных возможностей экономики», - говорится в сообщении агентства.
Прогноз «Стабильный» отражает ожидания S&P Global того, что в течение ближайшего года бюджетные и внешнеэкономические показатели Узбекистана останутся сильными, однако немного снизятся вследствие дефицитов счета текущих операций (СТО) и заимствований правительства.
«Мы можем повысить рейтинги Узбекистана, если растущая интеграция страны с мировой экономикой и реформирование государственных компаний приведут к большему потенциалу роста и устойчивости экономики. Кроме того, мы можем повысить рейтинги, если эффективность денежно-кредитной политики повысится, например благодаря снижению уровня долларизации экономики. Дальнейшая диверсификация базы доходов или структуры экспорта также будут оказывать благоприятное влияние на суверенные рейтинги», - говорится в сообщении.
«Мы можем понизить рейтинги, если интеграция с мировой экономикой приведет к значительному ухудшению бюджетных и внешнеэкономических показателей страны. Это может произойти, например, если импорт будет расти и дефицит СТО будет и далее финансироваться за счет долга и использования активов. Мы также можем понизить рейтинги, если будем отмечать ухудшение показателей ключевых государственных компаний, обусловливающее рост условных обязательств для правительства», - отмечает S&P Global.
Позитивными рейтинговыми факторами являются позиция Узбекистана как внешнего нетто-кредитора и низкий уровень долга правительства. Эти факторы обусловлены главным образом объемом чистых активов правительства, что связано с политикой перевода части доходов от продажи сырьевых товаров в Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан (ФРРУ).
«Наши рейтинги ограничены низким уровнем благосостояния, измеряемым показателем ВВП на душу населения. С нашей точки зрения, будущая экономическая политика труднопредсказуема, учитывая высокую централизацию процесса принятия решений и недостаточно развитые подотчетность и институциональную систему сдержек и противовесов. Рейтинги Узбекистана также ограничены низким уровнем гибкости денежно-кредитной политики», -подчеркивает S&P Global.
«Институциональная система и экономика: широкомасштабные реформы способствовали улучшению институциональной системы и повышению открытости экономики, однако они начались с невысокого уровня», - говорится в сообщении S&P Global.
Руководство Узбекистана начало проводить экономические реформы, нацеленные на модернизацию экономики, в 2017 г., однако проблемы, в частности в сфере реформирования сектора государственных предприятий и увеличения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), остаются.
Прогресс в том, что касается проведения институциональных реформ, также продолжается, однако мы считаем, что процесс принятия решений останется централизованным, несмотря на улучшения в системе управления.
Показатель ВВП на душу населения остается низким — по оценкам, 1 800 долл. в 2019 г., но S&P Global ожидает, что прирост реального ВВП останется относительно высоким и в среднем будет составлять более 5% на протяжении горизонта нашего прогнозирования — до 2022 г.
Правительство Узбекистана инициировало ряд всеобъемлющих реформ, в том числе попыталось укрепить независимость органов юстиции, отменить некоторые ограничения на свободу слова, а также сделать решения правительства более прозрачными для граждан. Кроме того, реформы включали принятие антикоррупционного законодательства, повышение прозрачности экономической статистики, а также либерализацию торгового режима и режима обмена валют. Отношения с соседними странами также значительно улучшились. Например, наладилось сотрудничество с Киргизией по поводу демаркации границ, а также улучшились транспортные связи с Казахстаном и Таджикистаном.
«Несмотря на позитивную тенденцию, связанную с усилением институтов, мы полагаем, что Узбекистан начинает развитие с невысокого уровня. Мы считаем, что принятие политических решений будет оставаться в высокой степени централизованным процессом, сконцентрированным в руках президента, что делает будущие решения менее предсказуемыми. Мы отмечаем, что система сдержек и противовесов между структурами власти остается неразвитой. Кроме того, сохраняется неопределенность в отношении передачи власти, несмотря на достаточно мягкий переход власти к президенту Шавкату Мирзиёеву», - отмечает S&P Global.
«Кроме того, недавно реформы начались в секторе государственных предприятий, а также в добывающей отрасли и в секторе коммунальных услуг, в частности путем создания Министерства энергетики, которое будет осуществлять регуляторный надзор за нефтегазовой и электроэнергетической отраслями. Мы полагаем, что реформы в секторе государственных предприятий будут поддержаны реформами в банковском секторе, учитывая характер их внутренних взаимосвязей. В начале 2019 г. начала действовать упрощенная налоговая система, а в декабре 2018 г. Правительство Узбекистана выпустило казначейские облигации в национальной валюте для бюджетных целей и развития зарождающихся внутренних рынков капитала», - подчеркивает агентство.
S&P Global ожидает, что в период нашего прогнозирования (до 2022 г.) темпы роста реального ВВП будут составлять в среднем более 5% за счет экономического роста в секторах оказания услуг, производства и добычи природных ресурсов. Строительный сектор обеспечивает небольшую, но увеличивающуюся долю ВВП. Долгие годы экономика была государственной и все еще сильно зависит от государственных предприятий, которые вносят значительный вклад в ВВП страны.
«Вместе с тем успешные реформы в секторе ОСГ, включая модернизацию их операционной деятельности и рост экономической эффективности, могут привести к большему потенциалу роста экономики Узбекистана. Узбекистан располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе запасами различных полезных ископаемых, экспорт которых ранее обеспечивал профицит СТО. В целом стоит отметить, что Узбекистан входит в число 20 крупнейших мировых производителей природного газа, золота, меди и урана», - отмечает S&P Global.
Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является приоритетной задачей правительства. В настоящее время приток ПИИ ограничен и сконцентрирован в добывающих отраслях, в частности в сфере добычи природного газа. Если в результате реформ приток ПИИ увеличится, это позволит ограничить долговое финансирование СТО, что, в свою очередь, позволит сохранить значительные внешние активы правительства.
«В 2018 г. рост кредитования экономики составил около 50%, что существенно выше номинального роста ВВП. Мы ожидаем значительного роста кредитования вследствие накопившихся потребностей в инвестировании экономики, однако устойчиво высокий рост кредитования может привести к возникновению кредитных «пузырей» и менее консервативным практикам кредитования со стороны банков Узбекистана. Эти негативные факторы могут ослабить нашу оценку экономики страны в долгосрочной перспективе», - подчеркивает S&P Global.
«Мы ожидаем, что в ближайшие годы СТО будет дефицитным, в среднем на уровне около 6% ВВП на протяжении нашего горизонта прогнозирования, поскольку ожидаем роста потребления и инвестиционных потребностей более открытой экономики. Долг правительства останется низким, несмотря на дефициты бюджета, которые в среднем составят около 3,5% ВВП в прогнозируемый период», - отмечает агентство.
«Высокий уровень долларизации экономики, который может снизиться только в случае роста доверия к национальной валюте, продолжит оказывать негативное влияние на эффективность денежно-кредитной политики. Мы не ожидаем, что темпы инфляции будут составлять менее 10% в течение периода нашего прогнозирования (до 2022 г.)», - заявляет S&P Global.
Дефицит СТО в 2018 г превысил ожидания и составил около 7% ВВП. Это было обусловлено возросшим импортом средств производства и более обширными данными по секторам экономики, ранее не отражавшимся в статистике.
«Мы ожидаем, что дефицит СТО в среднем составит около 6% ВВП на протяжении нашего горизонта прогнозирования в результате восполнения потребностей экономики, особенно в области средств производства и высокотехнологичных товаров, необходимых для модернизации. Кроме того, объемы импорта товаров широкого потребления также, вероятно, возрастут на фоне снизившихся ограничений для торговли», - отмечает S&P Global.
Укрепление торговых связей с соседними странами также должно способствовать увеличению объемов экспорта из Узбекистана, особенно товаров агропромышленного сектора. Тем не менее большую часть экспорта по-прежнему составляют сырьевые товары — примерно 50% приходится на золото, другие металлы и природный газ. Другой важной составляющей СТО являются денежные переводы большого числа граждан Узбекистана, работающих за рубежом, в частности в России.
S&P Global ожидает, что устойчивые дефициты приведут к тому, что объем ликвидных внешних активов будет превышать объем внешних обязательств в среднем примерно на 6% платежей по СТО на протяжении нашего горизонта прогнозирования по сравнению с 28% в 2017 г. С нашей точки зрения, внешнеэкономические показатели Узбекистана останутся сильными. «По нашим оценкам, уровень внешней ликвидности (отношение совокупных потребностей во внешнем финансировании к поступлениям по СТО плюс доступные резервы) будет относительно небольшим, составляя 97%, в силу долгосрочного характера внешнего долга экономики и значительных резервов», - отмечает S&P Global.
«Наша оценка резервных активов центрального банка включает значительные запасы монетарного золота. Золото, добываемое в Узбекистане, приобретается исключительно центральным банком. Центральный банк приобретает золото, используя национальную валюту, и продает доллары США на внутреннем рынке с целью компенсации роста резервов из-за увеличения запасов золота. Мы не учитываем активы ФРРУ в составе резервов центрального банка, а считаем их внешними государственными активами, поскольку расцениваем их как бюджетные резервы», - отмечает агентство.
«Мы ожидаем, что бюджет правительства будет исполняться с дефицитом в размере около 2% ВВП в прогнозируемый период. Мы полагаем, что правительство увеличит расходы на социальные нужды в таких сферах, как образование и здравоохранение, однако также ожидаем роста капитальных расходов из-за потребностей экономики в развитии инфраструктуры. В настоящее время фонд заработной платы является самой значительной частью расходов и составляет более 50%. В 2019 г. в стране была осуществлена реформа налоговой системы. В результате этой реформы был упрощен налоговый кодекс и снижены некоторые налоговые ставки. Несмотря на то, что это может привести к росту налоговой базы и увеличению собираемости налогов, мы считаем, что сначала такие изменения обусловят снижение доходов бюджета», - говорится в сообщении S&P Global.
По оценкам агентства, расширенное правительство будет нетто-должником к концу 2020 г. Активы правительства, используемые для бюджетных и внешнеэкономических целей, сократились в 2018 г.
«По нашим оценкам, объем чистых активов расширенного правительства в среднем составит 18% ВВП в прогнозируемый период. Активы правительства размещены главным образом в ФРРУ, который был основан в 2006 г. и сначала финансировался за счет вливаний капитала со стороны правительства. В настоящий момент фонд получает доходы при продаже золота, меди и газа по ценам выше определенных цен отсечения. В нашей оценке объема чистых активов правительства мы учитываем лишь ту часть активов фонда, которая размещена за рубежом, поскольку считаем, что внутренние активы фонда (состоящие из кредитов государственным организациям и вливаний в капитал банков) по большей части неликвидны», - отмечает S&P Global.
«В феврале 2019 г. правительство разместило выпуск еврооблигаций в размере 1 млрд долл., в декабре 2018 г. – выпуск казначейских облигаций в национальной валюте – впервые с 2012 г. По нашим оценкам, к концу 2019 г. долг расширенного правительства составит 13,6 млрд долл. (22% ВВП). Помимо еврооблигаций, большая часть долга включает средства, полученные со стороны официальных кредиторов: около половины приходится на средства, привлеченные в рамках двусторонних соглашений, другая половина включает средства, предоставленные международными кредитными организациями. Долг расширенного правительства представлен в основном внешними обязательствами, номинированными в иностранной валюте, что обусловливает его зависимость от изменений валютного курса. Мы включаем в нашу оценку долга расширенного правительства внешние обязательства государственных предприятий, имеющих гарантии государства, принимая во внимание тесные связи государства с этими организациями и текущую поддержку, получаемую ими со стороны государства. Расходы правительства на обслуживание и погашение долга невысоки в связи с его преимущественно льготным характером. По нашим оценкам, процентные выплаты будут составлять 1% доходов в среднем в течение периода нашего прогнозирования», - отмечается в сообщении агентства.
«Помимо внешнего долга предприятий, находящихся в собственности государства, мы принимаем во внимание тот факт, что правительство выдало гарантии на сумму около 4,5 млрд долл. (11,5% ВВП) по обязательствам государственных предприятий, номинированным в иностранной валюте, но размещенным на внутреннем рынке. Указанные кредиты выданы ФРРУ, и мы рассматриваем их как статьи расходов правительства. Тем не менее по мере реализации реформ, касающихся государственных предприятий, мы можем пересмотреть свою оценку условных обязательств правительства в случае необходимости осуществления правительством значительных расходов», - подчеркивает S&P Global.
«Одна из наиболее значимых экономических реформ в Узбекистане — либерализация валютного режима в сентябре 2017 г. Был совершен переход от скользящей привязки (на тот момент обменный курс был выше, чем на черном рынке) к управляемому гибкому курсу валют. Сначала мы отмечали случаи значительного вмешательства центрального банка в деятельность валютного рынка, однако в настоящее время вмешательство осуществляется лишь в целях снижения волатильности. Относительно непродолжительный период действия гибкого валютного курса ограничивает нашу оценку гибкости денежно-кредитной политики – так же, как и вероятность, с нашей точки зрения, возможного политического вмешательства в процесс принятия решений центрального банка. Сдерживающее влияние на нашу оценку денежно-кредитной политики также оказывают высокая инфляция и значительная степень долларизации экономики, что ограничивает эффективность механизмов денежно-кредитной трансмиссии. Мы позитивно оцениваем планируемый переход центрального банка к таргетированию инфляции, хотя и ожидаем, что для осуществления такого перехода потребуется несколько лет», - заявляет S&P Global.
S&P Global ожидает, что инфляция по-прежнему будет превышать 10% в течение периода прогнозирования и будет составлять в среднем 15% в 2019 г. Несмотря на то, что влияние девальвации национальной валюты в сентябре 2017 г. уже в основном оказало влияние на экономику, инфляция останется высокой.
«Более открытые условия торговли способствовали повышению внутренних цен до регионального и международного уровня, что обусловило инфляционное давление на цены на товары, представленные на рынке Узбекистана. Увеличение зарплаты работников государственного сектора и либерализация регулируемых цен также могут привести к усилению инфляционного давления в прогнозируемый период. Мы отмечаем, что в сентябре 2018 г. центральный банк повысил ставку рефинансирования до 16%, чтобы сдержать рост инфляции. Мы ожидаем, что денежно-кредитная политика останется жесткой», - говорится в сообщении S&P Global.
26/04/2024Подробнее
26/04/2024Подробнее
$ 1 | 12697.00 | 0.000% |
1 | 13547.70 | 0.000% |
₽ 1 | 135.05 | 0.000% |